Компания входит в группу
Новости
Амурский дилижанс, 16 января
17.01.2008 Из истории амурской энергетики



Из истории амурской энергетики


… И граница за окном


   …Фаэтон гласного городской Думы Благовещенска Семена Саввича Шадрина попал в колдобину и наклонился вбок. Лошади рванули и Семен Саввич оказался в луже.

   - Итить твою! – ругался кучер Платон, пытаясь понять, не потерял ли он вожжи при падении. – Темнотища – глаз коли!


Чтобы в лужу не попасть

   В эти майские дни 1906 года небо обрушило на Благовещенск холодные, а самое неприятное – затяжные дожди. Улицы превратились в сплошные огромные поля, залитые водой. Городской глава Иосиф Дмитриевич Прищепенко даже и не рисковал возвращаться домой, устраиваясь на ночлег прямо в управе. А кто рисковал, не мог похвалиться чистотой одежды и обуви. Вдвойне было обидно благовещенскому купцу, общественному деятелю и меценату Семену Саввичу Шадрину – его механический завод уже имел электростанцию, и усадьба освещалась электричеством. Знать, не один он в те далекие годы попал в лужу, коль уже 22 мая состоялось заседание городской Думы. Законодатели вынесли на свое обсуждение вопрос «О сооружении центральной электростанции, проведении ливневых стоков и мощении улиц».

   Предстояло собрать 250 тысяч рублей золотом – деньги просто огромные по тем временам. Благовещенск хоть и был городом купеческим, а такую сумму и богатым было не поднять. Вопрос, что называется, повис. Но публичные выступления общественных людей сподвигли Думу на принятие в конце августа постановления об образовании паевого общества.   В сентябре прошло первое собрание 62 пайщиков. Правление возглавил Семен Саввич Шадрин. Город стал главным пайщиком «Товарищества», внеся 50 тысяч рублей.

   22 февраля по новому стилю 1908 года Благовещенская городская электрическая станция подала напряжение на 60 шестиамперных дуговых фонарей.

Город осветили. Далее станцию оснащали новым оборудованием, строили   воздушные линии электропередачи. В Отечественную войну станция вступила, имея мощность в 1723 кВт. Этих мощностей было катастрофически мало, поскольку город рос, росло и желание иметь  электричество в домах. Теперь же предстояло забыть о мечтах.


Война и люди

   Годы войны для Благовещенской городской электростанции были тяжелейшими годами. 80 работников из 264 ушли на фронт. Оборудование мало того, что было слабым, так еще и состарилось. В 1941 году удалось отремонтировать 23 трансформатора, динамо-машину постоянного тока, турбогенератор, паромашину, ремонт уличного освещения в районе постоянного тока. Исполком Благовещенского городского Совета народных депутатов 4 апреля 1942 года принял решение, касающееся электростанции. Для нее был установлен промышленно-финансовый план. Предстояло выработать 4 миллиона киловатт-часов электроэнергии, добиться себестоимости одного киловатт-часа в 99,8 копейки. Этим же решением утверждался штраф за самовольное включение в сеть в размере 100 рублей, за уничтожение пломб на электролампочках и электросчетчиках устанавливался штраф в 15 рублей.

   Станция в годы войны была стратегическим объектом, ее круглосуточно охраняли 4 караульных поста, 43 поста охранялись служебными собаками. Потому что за забором станции плескался Амур, а за ним – всего в четырехстах метрах – Китай, оккупированный японцами. И все же главным для коллектива было не допустить сбоев в работе. Боевое время ставило и боевые задачи. 19 декабря 1941 года был выдан наряд на проведение планово-профилактического ремонта самого большого котла. Вместо 140 часов, как положено по инструкциям, отвели 60 часов. В не успевшее остыть оборудование шагнули добровольцы: главный инженер Дмитрий Трофимович Петухов, сменный инженер Кирилл Иванович Мищенко, старшие кочегары – Николай Михайлович Перетрухин и Михаил Семенович Ефремов. При температуре в шестьдесят градусов они провели ремонт и запустили котел в работу в отведенное время.

 Трудности закаляли

   1 мая 1942 года был зачитан приказ Наркома обороны СССР И.Сталина №130. 2 мая на станции состоялся митинг. Коллектив взял на себя обязательства «не иметь ни одного случая брака, ни одного выключения электроэнергии потребителям и промышленным предприятиям без причин, не иметь ни одного случая нарушения трудовой дисциплины», «в течение мая-июня добиться охватом стахановского движения рабочих в цехах не менее чем на 50% личного состава рабочих каждого цеха, 7 ноября 1942 года иметь во всех цехах  и в целом по станции стахановцев 100%».

   Высочайший накал трудовых будней сохранялся в коллективе все дни войны. Тут с жадностью ловили каждое радостное сообщение с фронта. Откликались митингами. И не только. Здесь собрали средства – 70 тысяч рублей – на строительство самолетов, отправили десятки посылок в армию с теплыми вещами, продовольствием и табаком.  Собрали средства на строительство минометной батареи «Противовоздушник». И в голодное-то время не забывали заботиться о воспитанниках детского дома. На их содержании в 1942 году было шесть ребятишек. Затраты на одного в том году составили пять тысяч рублей.

   Береговые проволочные заграждения, окопы и доты располагались сразу за забором станции. Здесь проходила линия обороны 101 укрепрайона. Вместе с бойцами охраняли город ополченцы из рабочих электростанции и соседнего лесозавода. В городе строго соблюдалась ночная светомаскировка.

   Станция жила трудно. Не всегда ритмичными были поставки угля, негде было взять запасные части на оборудование, в этом случае полагались только на сообразительность персонала. Примером для подчиненных был главный механик Николай Захарович Голыгин. Благодаря его знаниям, сметливости, личному участию в ремонтах персонал обеспечивал безаварийную работу механизмов. А еще нужно было готовить молодую смену – дежурных щитов, электромонтеров, котельщиков, машинистов турбин, слесарей. Людей же не хватало. В 1945 году из 86 эксплуатационников имелось только 47! Что оставалось делать директору И.П.Рыбакову? Надеяться только на тех, кто был в наличии, поддерживать людей морально и материально и вместе с ними верить в победу. И она пришла.

Большое электричество начиналось с малого

   … Благовещенская городская электростанция была в работе еще в шестидесятые годы. Ее мощностей – два мегаватта – катастрофически не хватало. Ветеран амурской энергетики Ю.А.Манаков вспоминал: «Когда требовалось ремонтировать линию в 110 киловольт «Райчихинская ГРЭС – Благовещенск», наступали черные времена для областного центра. Тут уж определяли, кому дать электричество, а кому нет, будь ты хоть кто по важности. Население сидело без света».

   В 1975 году дал электроэнергию первый агрегат Зейской ГЭС, с 1982 года – Благовещенская ТЭЦ. Введены в работу все агрегаты Бурейской ГЭС. Амурская энергосистема самодостаточна. Никакие ремонты никоим образом не сказываются на электроснабжении потребителей области. Но в историю энергосистемы навсегда вошла прародительница, Благовещенская городская электростанция, ее отцы-основатели, ее строители, ее коллективы, на протяжении десятилетий снабжавшие живительным электричеством город на Амуре.

В.Смирнов.


« 2008 »
« Январь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Карьера