Компания входит в группу
Новости
«Тема» №20. 23 мая
23.05.2007 РАО «ЕЭС России» выходит на финишную прямую

На днях в Москве прошла традиционная встреча руководства РАО «ЕЭС России» с журналистами в рамках конференции под названием "РАО "ЕЭС России" - открытая компания". Открывая ее, председатель правления Анатолий Чубайс отметил, что открытая компания скоро превратится в закрытую: она действительно находится на финишной прямой реформы, в результате которой холдинг РАО прекратит свое существование. -Я даже так и назвал сегодняшнюю презентацию - "Реформа электроэнергетики: финишная прямая", - подчеркнул Анатолий Борисович. - Все то, о чем говорили энергетики на протяжении последних семи лет, выходит на конечную цель, ради которой реформа и задумывалась. Цель, прежде всего, состоит в том, чтобы от этапа преобразования, от этапа создания рынка, от этапа разделения и реорганизации, основываясь на реформе энергетики, выйти на привлечение масштабных, беспрецедентных по объемам инвестиций, которые энергетике остро необходимы. Другими словами - выйти на этап развития. В эту стадию мы сегодня вошли, и об этом я хотел бы вам рассказать.

Стратегия «матрешки»

-Я затрону четыре темы, - определился Анатолий Чубайс в начале своего выступления. - Первая из них - "Энергетика и потребности экономики". Иначе говоря, попытаюсь дать ответ на вопросы: "Что нужно сегодня экономике страны или стране в целом от энергетики? На какие объемы и на какую динамику электропотребления мы должны ориентироваться, чтобы полностью удовлетворить спрос потребителей?" Второй вопрос - это собственно реформа энергетики и стратегия развития. Что сделано на сегодня, что будет сделано в ближайший год, и как будет развиваться энергетика в дальнейшем? Что будет строиться, где и как это строительство будет осуществлено? Третий вопрос - это попытка выйти за пределы энергетики. Как будет выстроено взаимодействие энергетики со смежными отраслями экономики? Как на отраслях-поставщиках это отразится? В какой степени смежные отрасли готовы к этому? Каким будет эффект реформы энергетики вовне энергетики? Наконец, четвертый, последний вопрос - финальная реорганизация РАО ЕЭС и система управления энергетикой по завершении работы РАО ЕЭС. Энергетика сегодня оказалась в абсолютно новом для себя положении, в котором она не была за последние 15 лет. Масштаб предъявляемого ей спроса со стороны экономики настолько велик и критичен, что мы попадаем в развилку. Либо энергетика действительно сумеет ответить на этот спрос, создаст мощный импульс собственному развитию и развитию всей экономики - либо она не сумеет этого сделать и станет тормозом развития экономики.Как уже было сказано, даже если у тебя есть много денег, это вовсе еще не означает, что ты знаешь, что с ними делать. Безусловно, нужно - тем более в такой отрасли, как энергетика - иметь ясную стратегию. Стратегию, отвечающую на вопрос о том, что именно должно быть построено, как, где в каких регионах, как обеспечить целостность и комплексность сетевой компоненты, как обеспечить топливный баланс, как обеспечить адекватность регионального разреза реальному региональному спросу, как обеспечить машиностроение, которое способно произвести соответствующую продукцию, и так далее. Чтобы на все эти вопросы ответить, нами были сделаны три важнейшие документа. Первое из них - это целевое видение до 2030 года, вместе с Академией наук, которой мы благодарны. Они провели колоссальную, очень важную работу. В ней участвовали такие люди, которых можно просто назвать историей нашей энергетики, например, академик Шейндлин. Целевое видение до 2030 года - шаг № 1, но это обобщенный, сводный документ. Шаг № 2 - генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Это уже гораздо более предметный документ, который был сделан вместе с Минпромэнерго, доработан, представлен правительству и после тяжелого, мучительного спора принят правительством за основу. Наконец, шаг № 3 - пятилетняя инвестпрограмма. Вот эта "матрешка" и есть стратегия.

Локомотив экономики

Основа ее - внутреннее электропотребление по регионам, которое мы теперь понимаем. По каждому региону у нас есть соответствующие цифры - не вообще по России, а предметно. Это и есть та база, на которой мы выстроили всю свою стратегию. Цель стратегии - удовлетворение спроса и развитие энергетики. Однако мы хорошо понимаем: задачи такого масштаба энергетика может выполнить только тогда, когда получит подкрепление от всех остальных отраслей экономики. Давайте по-другому эту же мысль развернем. Вот мы соберем деньги в результате IPO. Куда они деваются, куда попадают? Они ведь не идут на зарплату энергетиков, на приобретение топлива, они не идут на амортизацию основных фондов. Строго говоря, эти деньги, собранные энергетикой, дальше предъявляются в качестве инвестиционного спроса другим отраслям экономики. Это спрос на энергетическое оборудование - продукцию энергомашиностроения. Это спрос на электротехническое оборудование, на топливо - уголь и газ, на строительство и стройматериалы, на услуги проектно-исследовательского и монтажного комплексов. Наконец, за всем этим стоит наука - не только прикладная, но и фундаментальная; вузы, кадры. Вот очень бегло перечень тех отраслей, в которые энергетика приходит сегодня со своим спросом. Мы планируем рост спроса на продукцию энергомашиностроения в семь раз за четыре года; на продукцию электротехнической промышленности - в 3,4 раза. Спрос энергетики на уголь за то же время вырастет на 40 процентов, на газ - на 30 и т.д. Рост затрат на науку и образование даже трудно посчитать, хотя мы много и серьезно этим занимаемся.Вот почему мы утверждаем: энергетика - локомотив экономики. Я не знаю другой отрасли и другой инвестиционной программы в стране, которые бы создавали для других отраслей экономики столь же масштабные возможности развития. И все это - результат проведенной нами реформы.

Что останется после РАО

В этом смысле последнее, что нам осталось, - это закрыть компанию РАО "ЕЭС России". Это завершающая часть нашей работы, о которой я тоже хотел немного рассказать. Как мы и говорили, в результате преобразований РАО ЕЭС будет реорганизовано и ликвидировано. В качестве разминки первую реорганизацию мы собственно уже провели. В результате реорганизации РАО ЕЭС выделены две генкомпании - ОГК-5 и ТГК-5. На втором, финальном, этапе реорганизации создадим все компании целевой структуры. Они перейдут в собственность акционеров РАО ЕЭС пропорционально их долям в РАО. А сама компания РАО "ЕЭС России" исчезнет. Осенью этого года мы проведем собрание акционеров (которое, надеюсь, примет соответствующее решение) и 30 июня 2008 года закроем компанию. Вот что должно произойти на наших глазах в ближайшие 14-15 месяцев. Что произойдет после этого? После этого останется динамично развивающаяся энергетика. В этой энергетике будут работать компании целевой структуры. Если кто-то из вас сегодня является акционером РАО ЕЭС, это означает, что в результате реорганизации с первого июля 2008 года вы получите, во-первых, акции каждой из оптовых и территориальных генкомпаний (строго говоря, каждой, кроме ОГК-5, ТГК-5: они уже выделены из РАО ЕЭС). Кроме того, вы получите акции Федеральной сетевой компании (ФСК) - компании, которая обещает стать новым масштабным явлением на фондовом рынке страны. Я уверен, что ее капитализация будет очень значима сама по себе и значима с точки зрения ее роли на финансовом рынке. Кроме того, акции МРСК - это в какой-то мере будет новая структура, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний. Этот холдинг будет на 52 процента принадлежать государству, а на 48 - акционерам РАО ЕЭС. Далее - ЗАО "ИнтерРАО ЕЭС", очень интересная, перспективная компания. Эта компания на 60 процентов принадлежит РАО ЕЭС, на 40 - Росэнергоатому. Соответственно, в ее уставный капитал будут внесены несколько наших крупных станций, в результате чего ИнтерРАО станет одной из компаний целевой структуры, а акционеры РАО получат в ней соответствующие доли.Акционеры РАО ЕЭС также получат акции Дальневосточной энергетической компании (это наш дальневосточный холдинг, там особая реформа, особая структура преобразований).Наконец, ГидроОГК - еще одна будущая жемчужина в короне фондового рынка России, я уверен в этом. Ее сегодня нет на фондовом рынке, она появится с первого июля будущего года. В ГидроОГК будет 52 процента у государства, а 48 - у частных акционеров. Среди компаний целевой структуры есть еще Системный оператор. Но мы не хотим делать бизнес из диспетчирования. В данном случае мы пойдем обратным путем - предложим государству увеличить его долю в Системном операторе до 75 процентов, а оставшиеся 25, скорее всего, будет приобретать вновь созданное некоммерческое партнерство (НП) «Совет рынка».

Кто станет у руля

Вот то, что будет в самой энергетике. Но это - объект управления. А теперь - о субъекте управления. Кто займется всем этим без РАО ЕЭС? Мы предлагаем систему управления энергетикой после РАО, включающую в себя три уровня: федеральный, окружной (уровень федеральных округов) и региональный (уровень субъектов РФ). На федеральном уровне вся концепция, весь механизм управления энергетикой должен базироваться на двух опорах. Одна опора - это государство, другая - саморегулирование. Если исходить из нынешней структуры органов власти, под государством в данном случае подразумеваются Минпромэнерго и Росэнерго. Дальше мы предоставляем конкретные бюрократические механизмы, которые увеличивают полномочия Минэнерго на этот счет. По поводу этих механизмов мы уже рассказали правительству и встретили понимание. Считаем, что оно должно усилить свою роль в энергетике после реформы и ликвидации РАО ЕЭС, взяв на себя функции государственного управления в этой сфере. Вторая часть - саморегулируемая. В основе ее - новая структура, НП "Совет рынка", выращиваемая нами на основе некоммерческого партнерства АТС. В этой структуре будут представлены все участники рынка - поставщики, потребители, а также государство. В нашем понимании у НП "Совет рынка" должны быть очень мощные саморегулируемые полномочия в энергетике. В чем они состоят, как это может быть сделано - отдельный вопрос. У нас есть видение того, как должен выглядеть механизм управления энергетикой в округах. Мы понимаем, как это должно выглядеть в регионах - что должен делать губернатор, чтобы у него появились реальные рычаги управления новой энергетикой. Это будет выглядеть не как в дореформенных АО-энерго, которые управлялись кнопкой на панели у каждого губернатора: нажал кнопку - "отключить", нажал еще - "купите там мазут". Нет, этого не будет. Создается совершенно другая модель управления энергетикой, в которой на самом деле не уменьшаются полномочия губернаторов. Напротив, они даже увеличиваются - просто становятся более сложными и требуют большей квалификации в управлении энергетикой со стороны губернатора и его регионального министра энергетики. -Возвращаясь к началу нашего разговора - к развилке, на которой оказалась энергетика, - хочу еще раз подчеркнуть: все то, что сделано в рамках реформы электроэнергетики, позволяет проскочить эту развилку. Проскочить, повернув не в тупик, не в сторону торможения, а на путь под названием «развитие экономики России», - закончил свое выступление председатель РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.

Тарифы на «качелях»

Целый блок вопросов, затронутых на пресс-конференции председателя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, состоявшейся после конференции «РАО «ЕЭС России» - открытая компания», касался нашего региона, в том числе речь шла об износе сетей и сетевом строительстве в регионе. Но, в первую очередь, амурчан волнует проблема выравнивания тарифов, которые у нас не сравнимы с общероссийскими. Можно ли нам рассчитывать на их снижение, ведь, как известно, в Приамурье уже действуют две гидроэлектростанции, и, казалось бы, электроэнергия не должна быть дороже, чем в целом по стране.

Анатолий Чубайс признал, что тариф в Амурской области превышает среднероссийский, но он не выше дальневосточного. Это проблема не только Амурской области, но и всего Дальнего Востока. В Амурской области есть гидро- и теплогенерация –Зейская и Бурейская ГЭС, Райчихинская ГРЭС и Благовещенская ТЭЦ (достаточно тяжелая, с угольной, дорогой базой).

-Тарифы - это действительно болезненная, тяжелая проблема, - отметил он. - Мы довольно серьезно взаимодействуем с полпредом в ее решении. Как в нашем понимании сотрудничество должно строиться стратегически? Нам представляется, первое, что нужно Дальнему Востоку, - программа развития энергетики. Это все-таки основа. В регионе начался рост энергопотребления. Его долго не было. Он ниже, чем в России – динамика не достигает одного процента, но он есть. Это означает, что мы уже обязаны смотреть в завтрашний день. Очевидно: если не вводить здесь новых мощностей, то через два-три года окажемся в острейшем дефиците. Слава Богу, что в свое время была построена Бурейская ГЭС – это было правильное решение, хотя многие раньше говорили, что оно бессмысленно. Надо развиваться дальше. Вся стратегия должна быть проработана с источниками финансирования. Они совсем специфические, потому что рынка нет, тяжело с инвестициями – здесь неценовая зона.

По тарифной части нужно принимать решение вот такого свойства. Есть же «качели»: снижаешь тариф, значит, уменьшаешь потенциальную отдачу инвестиций и сводишь ее к нулю. Можно тариф вообще обнулить, как это сделали в Туркмении. Но только ищите потом сумасшедшего, который придет вложить туда деньги. В этом смысле баланс нужно искать. Как? Я бы потребовал от энергетиков, то есть от себя, снижения затрат, снижения удельного расхода топлива и удешевления киловатт-часа настолько, насколько это возможно. Это первое. Второе: даже сделав все это, я ясно понимаю объективные причины, по которым на Дальнем Востоке себестоимость киловатт-часа все равно будет выше, чем по стране в целом. Третье – эту объективную разницу надо дотировать из бюджета. Только ее нужно выстроить так, чтобы она не в рост шла, а заставляла энергетиков снижать затраты. Эти три компонента должны быть соединены, что довольно сложно в нашем государственном аппарате реализовать, но мне кажется, сейчас такая возможность появилась. Мы, к примеру, у себя создали специальную комиссию по Дальнему Востоку. Я сам стал ее председателем. Наша задача – найти ответы на эти вопросы: стратегия развития Дальнего Востока, снижение удельных затрат в результате реализации этой стратегии и дальше - госдотации, которые позволяют обеспечить решение проблемы по равенству тарифов. Не за год, и не за два, надеюсь, за оставшееся время к чему-нибудь придем, По крайней мере, с полпредством на этот счет очень интенсивно взаимодействуем.

Что касается строительства Нижнебурейской гидроэлектростанции, которая будет введена в эксплуатацию в 2010 году, и каскада Нижнезейских ГЭС, то решение по ним принято и будет реализовано согласно пятилетней программе ГидроОГК, которая основана на оценке спроса.



Татьяна ХОЛКИНА.
Благовещенск-Москва.


« 2007 »
« Май »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Карьера