Компания входит в группу
Новости
«Зейские огни» № 52 от 20 апреля
24.04.2007 Что дали России четыре года реформы электроэнергетики?




Что дали России четыре года реформы электроэнергетики?

 



 Что было?

В Советском Союзе электроэнергетика была одним из самых крупных получателей бюджетных денег. В лучшие времена вводились за год новые электростанции общей мощностью до 9000 МВт. Энергетики обеспечивали заказами машиностроителей, металлургов и ещё десятки отраслей промышленности. В 90-е годы прошлого века вновь созданная компания РАО «ЕЭС России» таких мощных бюджетных вливаний не получала. Большинство энергостроек было заморожено. Из-за общего спада производства в стране спрос на электроэнергию резко упал, а за то. что вырабатывалось, потребители рассчитывались зачастую бартером: стройматериалами, сельхозпродукцией, текстилем. Живыми деньгами электроэнергия оплачивалась только на 20 процентов. Однако Институт энергетический исследований Российской Академии Наук ещё 20 лет назад предупреждал, что к 2003-2004 годам возможно перекрещивание двух кривых – растущего спроса на электроэнергию и снижающегося производственного потенциала отрасли. Именно этот график, получивший позднее название «крест Чубайса», показывал, что Россия неизбежно столкнётся с дефицитом электроэнергии.


Потенциальная угроза

Перед пришедшем в 1998 году в РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом встал вопрос где взять деньги? На зарплату, на ремонт, на топливо. Даже если бы сбор платежей с потребителей вдруг стал стопроцентным, и тарифы постоянно росли бы, это не решило бы главной проблемы – не покрыло бы расходов на строительство новых электростанций. А потребность в них уже начала ощущаться – экономика России «пошла в рост», а вслед за ней и потребность в электричестве. Это были не мелкие неприятности отдельного акционерного общества, а глобальные проблемы государства. Решить эту проблему, можно было двумя способами: либо в разы повышать тарифы, либо искать внебюджетные источники финансирования, то есть привлекать частных инвесторов.


А как у них?


Во многих развитых странах электроэнергетика разделена на конкурентный и монопольный секторы. Конкурентный – генерация электроэнергии, монопольный государственный – высоковольтные линии и диспетчерские пункты. Отдав тепло и гидростанции в руки частного владельца, государство снимает с себя обязательство поддерживать капиталиста, а высвободившиеся бюджетные деньги могут быть направлены на обновление высоковольтных линий.

Капиталиста же рынок заставляет строить новые электростанции, снижать тарифы, чтобы потребители покупали энергию у него, а не у конкурента. Это как в пекарском деле – у кого хлеб вкуснее и дешевле, тот и привлекает клиентов.


Что у нас?


Российская электроэнергетика пошла по такому пути: региональные акционерные общества разделили на генерирующие, сбывающие и сетевые участки. Гидроэлектростанции собрались под крылом отдельной ГИДРО ОГК. Все магистральные ЛЭП переданы Федеральной сетевой компании, которая останется под контролем государства, а диспетчерское управление энергосистемой - Системному оператору.

1 сентября 2006 года решением правительства вступили в силу правила оптового и розничного рынков электроэнергии. Это событие – один из ключевых процессов реформы отрасли. Этим документом заложены принципы конкурентного ценообразования, которые должны распространиться на всю оптовую торговлю электроэнергии к 2011 году (исключение – население, которое по-прежнему будет покупать электроэнергию по гостарифам). Формирование конкурентного ценообразования – важнейший сигнал для потенциальных инвесторов, гарантия окупаемости их вложений. И частные инвестиции пошли в отрасль. Только за 2006 год объём привлечённых средств составил 459 млн. долларов – больше, чем все госвложения за предшествующие 20 лет. И очередь инвесторов, желающих вложить свои деньги в строительство и модернизацию энергоотрасли, только растёт. В 2007-2008 годах планируется привлечь до 16 млрд. долларов.

Сегодня инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» предъявляет отечественным предприятиям масштабные заказы стоимостью в миллиарды рублей.


Что будет?


К 2011 году энергетики построят новые энергоблоки общей мощностью более 34000 МВт и ЛЭП, необходимые для выдачи новой генерации. По решению правительства, 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» должно прекратить своё существование. Существование РАО в нынешнем виде, отрасли станет не нужным – генерирующие компании будут иметь разных собственников, а ФСК и системного оператора будет контролировать государство. Исчезновение РАО – не означает «конец света». Сегодня в России нет ни одной инвестиционной программы, сопоставимо по масштабам с инвестиционной программой РАО «ЕЭС России». К 2011 году в развитие отрасли планируется вложить 3,1 трлн. рублей. Новые энергообъекты будут оснащены современным оборудованием последнего поколения. Газовые станции – парогазовыми турбинами с КПД более 50 процентов. Угольные котлы – с циркулирующим кипящим слоем. Эти технологии позволят минимум на 25 процентов снизить расходы топлива и на 20 процентов – воздействие на окружающую среду. Подготовлен детальный перечень оборудования, которое потребуется для реализации этих планов. Гидростроителям нужно 45 гидротурбин общей мощностью 5 тыс. МВт и 43 гидрогенератора. Ещё необходимо строительство 100 газовых, 67 парогазовых турбин, 125 котлов-утилизаторов, 70 турбин для угольных блоков. Эксперты не ждут, что уже в июле 2008 года отрасль чудесным образом мгновенно преобразится: исчезнет дефицит электроэнергии, появятся новые станции. Однако в ходе четырёхлетней реформы РАО «ЕЭС России», под руководством А. Чубайса, все предпосылки для этого созданы.



Александр Волков


« 2007 »
« Апрель »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Карьера