Транспортировщики и потребители
Проще всего рассуждать, когда знаешь о проблеме в общих чертах. Ну кто из нас всерьёз задумывался над вопросом передачи электроэнергии от производителя к потребителю: подумаешь, бином Ньютона - протянул провода, подключил ток и все дела. Да, чуть было не забыл, для учёта электроэнергии нужно ещё счётчик установить. Вот, кстати, со счётчиков-то, вернее, после писем жителей Овсянки и Ивановки об этих приборах учёта потребления электроэнергии и состоялась моя поездка в филиал ОАО ДРСК "Амурские Северные электрические сети". Там я побеседовал с начальником службы транспорта электрической энергии Олегом ПИЧУГИНЫМ и заместителем главного инженера Александром ИВНИЦКИМ.
Естественно, что разговор, главным образом, шёл о проблеме
ХАЛЯВА ВЫЙДЕТ БОКОМ
Начнём с прописной истины: электроэнергия - товар, который продаётся и покупается в соответствии с законами рынка. Вряд ли кто-то будет с этим спорить, но отношение потребителей к электроэнергии весьма специфическое. Если украсть у соседа курицу или стибрить жбан с медовухой считается постыдным, то на обывательском уровне кража электроэнергии - нечто вроде детской шалости. Попался - погрозили пальчиком, а не попался - пользуйся даровой энергией от пуза. Хорошо, что украденное нельзя складировать, а то, глядишь, у самых пронырливых были бы полные сундуки этого добра. По подсчётам специалистов предприятия, коммерческие потери в результате вульгарного воровства электроэнергии составляют от 30 до 40 процентов. Впрочем, вороватый народ не горюет и искренне считает, что так будет продолжаться всегда. Увы, страшно далеки эти люди от реалий сегодняшнего дня. Они не заметили главного: изменяются условия транспортировки и учёта потреблённой электроэнергии и скоро халява закончится.
- Ситуация изменилась в корне, - подчёркивает Александр Ивницкий, - сейчас произошло разделение большой и малой энергетики. После этого финансовое положение тех, кто занимается транспортировкой электроэнергии малой мощности, стало более напряжённым. Мы - транспортники, и наша задача: доставить электроэнергию до потребителя.
По словам моих собеседников, сейчас как никогда остро встал вопрос о неплатежах. Мало того, что они принимают массовый характер, но все потери от неплатежей ложатся на транспортников. Как следствие - нет денег на ремонт и обновление оборудования, поэтому степень надёжности транспортировки электричества неуклонно снижается. В конечном итоге от этого страдают сами потребители. Вопрос: кого же они обманули?
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - В ПАРТНЁРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
Из письма в редакцию.
"По Овсянке ходит контролёр и почти всем даёт предписание заменить старые электросчётчики, а они в каждом доме нашего села. Срок исполнения - один месяц, но как больные и старые люди смогут это сделать? Если надо, пусть меняют и проверяют те, кто придумал это.
Г. Красиков, с. Овсянка".
Так что же, печальная судьба малой энергетики предрешена? Ничуть не бывало, как говорил один из булгаковских героев. Сдаваться на милость недобросовестным потребителям никто не намерен. Распределительные сети необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии, а качество электроэнергии должно соответствовать предъявляемым к ней требованиям. Для того чтобы не обанкротиться, необходимо предпринять превентивные меры. Мои собеседники не скрывают, что к расхитителям электроэнергии будут приниматься жёсткие меры. Прежде всего, намерены навести поря-
док с приборами учёта потребляемой электроэнергии. Правда, подход к потребителям будет дифференцированный.
- Мы понимаем, - объясняет Александр Ивницкий, - что пенсионер с "доходом" в три тысячи рублей не в состоянии в кратчайший срок приобрести новый электросчётчик стоимостью тысячу рублей. Предписания мы выписываем, но жёсткие меры будут приниматься пока только к тем, кто имеет возможность купить новый прибор учёта, но не делает этого.
Слова Александра Анатольевича подтверждает Олег Пичугин. Он пояснил, что их предприятие во втором квартале планирует закупить современные электросчётчики соответствующего класса точности и реализовать их желающим.
- Мы уже упомянули, - говорит Олег Георгиевич, - что все потери при транспортировке электроэнергии ложатся на нас. Естественно, мы кровно заинтересованы в том, чтобы они были сведены к нулю. С этой целью проводим модернизацию электрических сетей. Так, например, в минувшем году, приняв
электрические сети Октябрьского, провели обновление внутри поселковых сетей. Такая же работа проводится в Овсянке, планируем начать аналогичные мероприятия в Горном.
Вторым направлением деятельности по снижению коммерческих потерь является применение современных технологий. «ЗВ» уже писал о том, что в Овсянке началась замена внутрипоселковых сетей на самонесущие изолированные провода. В последующем такие провода будут и в других сёлах, это позволит значительно сократить коммерческие потери. Планируется применить ещё ряд технических новинок, но информация об этом появится только после того, как приборы будут установлены и пройдут обкатку. В любом случае позиция, которую занимают специалисты предприятия, весьма жёсткая. На страницах "ЗВ" мы ещё не раз будем рассказывать о тех, кто решил бесплатно попользоваться электрической энергией, и о мерах, принятых к расхитителям.
На сессии районного Совета, которая состоится 26 апреля, специалисты предприятия намерены встретиться с депутатами и главами сельских Советов и попытаться через них объяснить жителям сёл, что потребители и транспортировщики электроэнергии должны стать партнёрами. В нынешних условиях такие отношения - единственно правильные и принесут пользу обеим сторонам.
Г. ФИЛАТОВ.