Компания входит в группу
Новости
«Тема» №15. 18 апреля
18.04.2007 Бескорыстие



 Бескорыстие

- Погоди-ка, - обращается Надежда Ермолаевна к сидящему рядом мужу, - ты когда меня из Зеи увёз? Наверное, в 1946 году. Сразу, как только поженились.

Пока мои собеседники уточняют дату, я быстренько прикидываю, что супружеская пара Старуха вместе уже более шестидесяти лет!

Приезда журналиста в этом доме ждали и, почему-то, очень волновались:

- Я перед вашим приездом, - доверительно говорит Надежда Ермолаевна, - успокоительных таблеток выпила, а всё равно волнуюсь.

Для того, чтобы сложилась беседа между незнакомыми людьми, нужно время. Постепенно разговор налаживается, и вот уже захваченные воспоминаниями, мои собеседники восстанавливают в памяти такое бесконечно далёкое для нас, но родное и близкое для них время. Время их молодости.

Надя родилась в Приморье, на границе с Китаем. Когда сплошная коллективизация дошла до окраин России, её дед отказался вступать в колхоз. Власть тут же показала “кто в доме хозяин”, и строптивого крестьянина, а заодно и его троих работящих сыновей тут же объявили “стовёрсточниками”. В выдаче паспортов им отказали и всё семейство выслали подальше от государственной границы. Так 1 мая 1934 года они оказались в Зее. О тех мытарствах, что им довелось пережить, Надежда Ермолаевна без слёз рассказывать не может.

Только начали подрастать дети, а семья подниматься на ноги, как грянула война. Старшая сестра ушла на фронт, а Надя в 12 лет пошла работать в Райпотребсоюз. Тогда в Зее были пимокатная, гончарная и спичечная фабрики, цех по изготовлению деревянных ложек. Моя собеседница тут же вспоминает технологию изготовления ложек. Делали их тогда исключительно из берёзовых болванок, а непослушные резцы то и дело срывались и ранили руки девчонок. Шрамы так и остались на ладонях моей собеседницы. Каждое лето приходилось по разнарядке работать в колхозах. Косили сено, копали картошку, а вместо оплаты работников раз в день кормили баландой. Зимой, опять же по разнарядке, приходилось работать на лесозаготовках…

Закончилась война, и в 16 лет встретила она свою первую и единственную на всю жизнь любовь. Покорил её сердце бравый авиационный механик из воинской части, которая тогда дислоцировалась в Зее. Павел Яковлевич оказался человеком самостоятельным и решительным. Дал время на короткие сборы, а по пути зашли в загс и зарегистрировали свои отношения.

Павел Яковлевич в то время служил в школе лётчиков. Во время войны в ней обучали будущих истребителей. Правда, как вспоминает ветеран, особого лётного мастерства там никто не давал. Научили взлёту и посадке и на фронт.

Война закончилась, и молодые уехали Хабаровск, где прожили 20 лет. Была работа в транспортной авиации, был дом, но тянуло обратно в Зею, и в конце шестидесятых годов они приехали в наш город.

Павел Яковлевич сразу устроился на работу в «Северные электрические сети». До самой пенсии остался верным своему предприятию, где работал дизелистом, потом слесарем. Через некоторое время на это же предприятие пришла работать и его жена.

Побеседовав, я собрался уже было уходить, когда Надежда Ермолаевна вдруг спохватилась: Я ведь главного-то не сказала. Мы жили тяжело и много работали, но никогда не ныли. А ещё мы были бескорыстные и считали, что интересы Родины для нас на первом месте. Сейчас таких людей уже, наверное, нет?»



Геннадий Светлов.


« 2007 »
« Апрель »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Карьера