«Амурский дилижанс». 20 декабря
– Здрасте! Я Танюха! – на меня смотрят черные блестящие глаза, а ручонки обхватывают колени – выше не достать. И тут же девочка начинает петь: «От улыбки станет всем светлей»…
Тане шесть лет. В детском доме поселка Новорайчихинск она первый год – попала сюда вместе с братьями. Одному семь, другому всего пять. Вообще-то в этот детский дом пятилетних не берут. Однако чтобы не разлучать детей на год – для них это как целая жизнь, – решили сделать исключение. Так и появилась здесь эта троица, которая не дает никому скучать. Но и заботятся о них все – одна большая семья. Может быть, поэтому Танюха всех называет мамами.
…В поселке детский дом найти нелегко. Но, после верениц старых пустующих домов с выбитыми стеклами, особенно радуют глаз его ярко-голубые деревянные корпуса. На стенах коридоров березовые рощи – рисовали сами педагоги. Тесновато немного: два двухэтажных здания на 75 воспитанников. И все же сокращать их число не собираются. Как объясняют, местность эта особенно благоприятна для воспитания детей. Зеленая зона, большая территория; рядом сад и огород. К тому же, сравнительно недалеко от областного центра. Добираются до него на автобусе, полученном по федеральной целевой программе «Дети России». Благодаря этому у детей сейчас активная жизнь: соревнования, выезды в Благовещенск на спектакли и конкурсы.
Есть у детского дома и своя гордость: уже год они держат пасеку. Директор Оксана Судько давно просила у администрации поддержку в этом начинании. Потом сами взяли в долг несколько ульев. Тут и помощь властей подоспела – губернатор выделил тридцать тысяч рублей. Детский дом закупил оборудование. И летом у детей был своеобразный лагерь: в сорока восьми километрах от детского дома они работали на пасеке под руководством инструктора по труду. Жили в палатках, сами готовили на газовой плите, сами ухаживали за пчелами. По осени угощали губернатора медом.
Уроки жизненной экономии
Вообще ручной труд в детском доме в почете. Высаживают парники. У каждой группы своя полоса на огороде. Каждый год проходит соревнование на лучший урожай. Победившему – ценный приз. Мальчишки строгают и выпиливают из дерева. Девочки вяжут салфетки, тапочки и пледы. И это не просто хобби. Дети знают, что своим трудом можно заработать на жизнь. Уже сейчас детский дом организовывает ярмарки-распродажи своей продукции.
Однако к выбору профессии выпускников педагоги относятся серьезно. И оторванность детей от внешнего мира стараются компенсировать своеобразными жизненными уроками. Вот, к примеру, задачка: рабочий получает шесть тысяч, тогда как учитель получает 8-10 тысяч. При этом каждому нужно заплатить за коммунальные услуги, купить минимальный набор продуктов. Вопрос: что лучше – учиться или просто окончить школу и пойти работать?
Задачи такого рода дети решают с разным успехом. Кто-то из выпускников рвется в повара-кондитеры, кто-то поступает в педколледж. Ясно одно, с полученными навыками они не пропадут.
Но сейчас, когда дети живут «на всем готовом», детскому дому нужна поддержка. Три года назад, когда Оксана Судько заняла должность директора, о его существовании почти никто не знал. Сейчас у детского дома свои друзья и помощники. Это немногочисленные местные коммерсанты. Хорошая связь налажена с ОАО «Амурэнерго» и Райчихинской ГРЭС. Благодаря энергетикам у детей серьезно улучшился быт: установлены были титаны в душевых и на кухне. В игровой появились новый телевизор и музыкальный центр, на окнах – новые занавески. Помогли детям и с одеждой.
Но и сам коллектив старается, как может, улучшить условия жизни ребят. Один из способов – участие во всевозможных проектах и конкурсах. Только вот на национальный проект не успели: слишком поздно о нем узнали, и не хватило времени подготовить программу. Зато сейчас ожидают итогов Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений: проект вышел в финал областного конкурса и был отправлен в числе лучших в Москву.
Они выросли… и не забыли
А наработок в воспитательном плане у коллектива много. Иначе и нельзя. Дети в детский дом поступают со всей области. Полных сирот очень мало – в основном, дети родителей, лишенных родительских прав. Полными сиротами дети становятся уже в детском доме, когда их родители умирают от, мягко говоря, нездорового образа жизни. А жизнь родителей не может не повлиять на жизнь ребенка. Попадаются и такие, кто курит с трех-пяти лет. И хорошо, если не коноплю. Тут уж у педагогов свои приемы воспитания. Основной путь: дать ребенку стимул, заинтересовать чем-то – поездки на рыбалку, в областной центр, и настоящее путешествие на теплоходе. Главное, чтобы ребенок постоянно был чем-то занят. Многих спасают.
Однако, не всех. Очень трудно помочь четырнадцатилетнему человеку начать жить нормально, если он привык к воровству и бродяжничеству. Как заставить его следовать общим правилам и нормам? И как учиться в школе, если у него всего три класса образования? А приют договаривается с учителями местных школ, и те ставят ему оценки вплоть до восьмого класса. В надежде, что в детском доме что-нибудь придумают, чтобы выучить этого недоросля. Но как «вольную птицу» удержать?
Кстати, о свободе. Все выпускники рвутся из детского дома на эту самую волю. В большой мир, кипящую жизнь. Но на первых же каникулах приезжают обратно, даже если есть родственники, к которым можно было бы поехать. Пишут из армии, приезжают на побывки. Куда обычно едут – только домой. Как дома здесь, по словам воспитанников, разумная свобода и открытость. Дети из детского дома постоянно общаются с детьми из поселка, учатся вместе с ними в общеобразовательной школе. И видят жизнь во всей красе, когда люди не живут, а выживают. Многие из детей тогда, особенно те, кто постарше, говорят: «Слава богу, что мы попали в детский дом».
Может быть, и правда «Слава богу»?
Анна Смирнова